Мы разные и в разных местах, но мы по прежнему состоим из "мяса, жидкости и костей", по прежнему сталкиваемся с бытовыми / боевыми травмами, или задумываемся об этом, нам приходится оказывать первую помощь несчастным незнакомцам, родным, братьям по оружию, а может быть переживать за свою нерешительность и чувствовать вину когда не можем этого и не умеем...
Но есть еще один аспект оказания первой помощи о котором мы не станем забывать - юридический. Если мы живем в одном государстве, то несомненно попадаем под действие нормативно-правовых актов в области оказания первой помощи или дополнительно руководствуемся документами, регламентирующими оказание помощи на поле боя / в ходе КТО / в результате пресечения противоправной деятельности и т.д., если мы военнослужащие или сотрудники.
Вопрос границ и объема первой помощи - филосовский. С одной стороны у нас есть строго регламентированный перечень действий при оказании первой помощи, за пределами которых может наступить "законная" ответственность, с другой стороны - человечность, сочувствие и профессионализм. Если беда случится с близким человеком, не дай Бог конечно, сомневаюсь что юридические рамки сдержат Вас от приложения максимальных усилий и использования всевозможных сил и средств для сохранения жизни и здоровья, конечно же в том случае когда Вы знаете что делать и как, и уверены в своих знаниях и действиях. В двух словах - позволяют нам не много и Вы сознательно делаете выбор и выбираете приоритеты как вам действовать.Как исключение - сотрудники / военнослужащие в боевой обстановке обладают широким спектром возможностей, были бы знания и навык, но и здесь своя нормативная база.
Оказание первой помощи регламентировано НПА (ссылки в коментариях):
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ года «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21 декабря1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- Федеральный закон от 14 июля 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
- Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции»;
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах»;
- Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации», и ряд других ведомственных и подведомственных НПА.
Сразу стоит обратить внимание на разницу между первой помощью и первой медицинской помощью, это не одно и то же. Во втором случае это профессиональная помощь, оказываемая пострадавшему медицинским работником (пр. оказание первой медицинской помощи - бригада скорой помощи). С мед. персоналом разговор отдельный и очень витиеватый...Вдоваться в подробности не имеет смысла. (Не стоит винить мед.работника, который отказывается оказывать первую МЕДИЦИНСКУЮ помощь, ограничиваясь первой помощью, т.к. закончив смену и повесив халат - он становится с вами в один правовой строй!)
И так:
Первая помощь определяется как помощь, которая оказывается пострадавшим до медицинской помощи. Она оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.
Первая помощь определяется как вид "медицинской" помощи, включающий комплекс простейших мероприятий, выполняемых непосредственно на месте поражения или вблизи него в порядке само- и взаимопомощи, а также участниками аварийно-спасательных работ, в том числе и медицинскими работниками, с использованием табельных и подручных средств.
Первую помощь обязаны оказывать лица, имеющие соответствующую подготовку, в том числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Перечень состояний и мероприятий, при которых оказывается первая помощь, определен Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н (ред. от 07.11.2012) «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:
1. Отсутствие сознания.
2. Остановка дыхания и кровообращения.
3. Наружные кровотечения.
4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
5. Травмы различных областей тела.
6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
8. Отравления.
Перечень мероприятий по оказанию первой помощи:
1. Оценка обстановки и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи;
2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб;
3. Определение наличия сознания у пострадавшего;
4. Восстановление проходимости дыхательных путей и определение признаков жизни у пострадавшего;
5. Проведение сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
6. Поддержание проходимости дыхательных путей;
7. Обзорный осмотр пострадавшего и временная остановка наружного кровотечения;
8. Подробный осмотр пострадавшего в целях выявления травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний;
9. . Придание пострадавшему оптимального положения тела;
10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки;
11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую МП.
(Сразу отнеситесь скептически к алгоритму, это не закон, много нюансов могут все перемешать местами).
Практическая реализация мероприятий по оказанию первой помощи во многом связана с производственной сферой и условиями жизнедеятельности человека.
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя при несчастных случаях немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию (ст. 228). В связи с этими требованиями на производствах, особенно на производствах с вредными и опасными условиями труда администрация обеспечивает подготовку персонала по оказанию первой помощи. Как правило, внешнюю подготовку, проходят группы работников, определенных администрацией предприятия. Они получают свидетельства инструктора, право самим оказывать первую помощь и обучать персонал приемам первой помощи на местах. Такой порядок, например, установлен в энергетической сфере, на транспорте и т.д. Администрация предприятия также обеспечивает рабочие места необходимым оборудованием и медикаментами для оказания первой помощи (индивидуальные и коллективные средства технической и медицинской защиты, носилки, шины для иммобилизации, средства связи). На многих предприятиях оказание первой помощи включено в программу проведения соревнований по профессиональному мастерству, что способствует упрочению и расширению знаний в этой области у всего персонала.
Особое место в организации и обеспечении первой помощи населению уделяется в системе гражданской обороны. Это во многом связано с подготовкой населения, объектов к оказанию первой помощи при массовых поражениях, особенно в очагах ядерного, химического, бактериологического заражения. Для этих целей на объектах (предприятия, учреждения, учебные заведения и т.п.), в муниципальных и других административных образованиях создаются санитарные посты и санитарные дружины.
Первая помощь в чрезвычайных ситуациях оказывается до прибытия медицинского персонала спасателями МЧС, сотрудниками полиции, таможни, водителями транспортных средств, другими должностными лицами, а также в порядке само- и взаимопомощи. С этой целью все вышеперечисленные категории граждан должны проходить заблаговременно соответствующую подготовку и владеть приемами оказания первой помощи. Так, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в статье 20 говорится, что руководители предприятий обязаны проводить мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В Федеральном законе №151- ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (статья 27) определены обязанности спасателей: спасатели обязаны быть в готовности оказывать пострадавшим первую помощь. Обязанности сотрудников полиции по оказанию первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев изложены в Федеральном законе от 07 февраля 2011 №3-ФЗ «О полиции». Особо следует подчеркнуть обязанности граждан РФ по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ обязаны:
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- владеть приемами оказания первой помощи пострадавшим;
- знать правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.
Первая помощь в быту, на отдыхе, на природе почти целиком ориентирована на приемы само- и взаимопомощи. Отсюда – знание основ оказания первой помощи необходимо каждому человеку.
Если говорить о медицинских работниках (врачи, средние медицинские работники), то знание ими приемов первой помощи является обязательным условием их профессии. Врач обязан не только своевременно оказывать пострадавшим первую помощь в любых условиях, но и обучать граждан этим навыкам.
Следует отметить, что Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность граждан за неоказание помощи или оставление в опасности (ст. 124 и 125). Так, неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать наказывается штрафом, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
По факту все несовсем так выглядит, а по поводу оказания самой помощи сильно распространено состояние не способности брать ответственность на себя (эта проблема рассматривалась нами ранее :
https://m.vk.com/wall-178942409_77 )
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА, ОНА НЕ ДАЕТ
ЧЕТКИХ АЛГОРИТМОВ И НЕ РАСКРЫВАЕТ НЮАНСОВ, ПРАВОВАЯ БАЗА ЧАСТО МЕНЯЕТСЯ.
ПОСТОЯННЫМИ ОСТАЮТСЯ ТОЛЬКО ВАШИ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ, ПОДПИТЫВАЕМЫЕ РЕГУЛЯРНЫМИ, ГРАМОТНЫМИ, ОСОЗНАННЫМИ ТРЕНИРОВКАМИ И НЕПРЕРЫВНЫМ РАЗВИТИЕМ !!!